Хумсан На главную Написать письмо Карта сайта
Хумсан  

  Ссылки
История и культура
  http://chimgan.orexca.com
История и культура
Стратегия развития
Туризм и отдых
Рассказы туристов
Фотогалерея

Историческая справка

Этимология слова Хумсан определяют от двух частей "хум" - кувшин и "сан" - камень. Предполагается, что здесь какая-то одна из каменных вершин напоминала сосуд. С другой стороны, есть предположение, что название поселок приобрел из-за изгиба реки Угам, которая образует форму кувшина, а слово "сан" - это искаженной "сай" - река.

По некоторым оценкам, поселок возник 300 лет назад, хотя самые старые постройки имеют возраст менее 100 лет. Это определено тем, что из-за оползней и селя дислокация поселка непрерывно изменялась. Это вносило постоянную трансформацию в строительство жилья, распределение земельных участков для садоводства и животноводства.

До революции жители занимались обработкой металла, сельским хозяйством, мелкой торговлей. Фактически в Хумсане сформировалась община, которая развивалась до середины прошлого столетия практически в условиях самоконсервации, что позволило сохранить уклад жизни, язык, быт, особенности строительства и занятости труда.

Прекрасные ландшафтные места, климат, этнические особенности, отсутствие промышленности и близость к столице стали причиной превращения этой территории в рекреационную зону. В течение нескольких десятилетий в поселке были созданы детские лагеря отдыха, ведомственные пансионаты, однако после независимости многие из них пришли в упадок из-за сложной экономической ситуации, вызванной переходом на рынок. В настоящее время в Хумсане туризм и отдых предоставляется частным сектором.

Существует легенда о четырех братьях - основателях поселка. Триста лет назад пришли четыре брата: Пустынли бува, Боймушат бува, Пусала бува и Шайхмар ота и поселились по рекам, которые впадают в Угам. Стали заниматься выращиванием овощей, дынь и арбузов. Вот от них и пошел нынешний люд.

Культура и традиции

Обычаи

Благодаря тому, что Хумсан многие годы находился в самоконсервации, здесь удалось сохранить специфический образ жизни и быта, который определен предгорными условиями существования, религиозной толерантности, восточной ментальностью, диалектом узбекского языка. В поселке люди занимаются народными промыслами и кустарным производством, значительная часть продукции которых идет на самопотребление. Однако, в последнее время жители выносят часть на продажу на ближайшие рынки. Это, в основном, продукты сельскохозяйственной переработки - молочные изделия, сушенные фрукты, косточки, рыба, сладости.

Хумсан славится своими легендами и сказками, которые стали частью туристических маршрутов. Особым спросом пользуются изделия мастериц шитья и вязки. У ремесленников можно приобрести продукцию кузнецов, чеканщиков. Интересными объектами следует считать мечеть и фабрику.

Популярностью пользуется верховая езда. С лошадьми связана жизнь многих жителей, особенно, занятых животноводством. Это создало специфику образа жизни пастухов Хумсана, их культуру, традиции, манеры поведения.

Домашнее хозяйство и соседи

Практически в каждой семье соблюдаются традиции производства, которые передаются от отца сыну, матери - дочери. Это касается как обработки дерева и металла, так и вышивания, изготовления пищи, сохранности продуктов питания, строительства жилищ. Продукция отличается качеством и в большей степени характеризует династию производителей, специфику изготовления.

Семьи могут заниматься сразу несколькими направлениями приложения туда: растениеводство (фрукты, овощи), животноводство (козы, коровы, лошади), услуги (торговля, туризм), строительство. Члены семьи могут работать и в государственном секторе (образование, здравоохранение, безопасность и управление).

Коллективная форма жизнедеятельности предопределила и специфику взаимоотношения людей. Практически все жители знают друг друга в лицо. В традициях посещать друг друга в радостные и печальные моменты, оказывать моральную и материальную поддержку. Влияние коллектива на личность велико, и мало кто из жителей может существовать вне общины. Ссоры между соседями редки, но если и бывают, то находят обсуждение в общине, которое стремиться сдружить поссорившихся. Общественный суд и мнение является ориентиром в поведении человека и основополагающим для действий. Без поддержки соседей никто не строит или не рушит какой-либо объект (дерево, ограждение, дорогу, мост и прочее).

Праздники и зрелищные мероприятия

Поселок чтит традиции, которые исходят из исламских порядков поведения и морали. Отмечаются многие мусульманские праздники - курбан-хайит, рамазан-хайит и другие. Однако, существуют и традиции, которые пришли в Центральную Азию из зороастризма, в частности, праздник весны Навруз (21 марта). Этот день в поселке отмечают приготовлением специального блюда "сумаляк" - (варево из проросшего пшена), а также сладостей, плова. Проводятся танцы и песни, спортивные игры, конкурсы среди молодежи (шитье, ремесло, кулинария).

Празднично отмечаются свадьбы, которые в условиях предгорья приобретают особую романтику. С этим связано множество традиций и состязаний. Жених должен продемонстрировать не только бойцовые качества (умение держаться в седле, бороться), но и декламировать стихи, петь или играть на музыкальном инструменте.

В последнее время в Хумсане начинает развиваться фольк-шоу. Для туристов организуются мероприятия, в рамках которых их знакомят фольклором, танцами, ремеслами поселка, которые имеют отличия от других населенных пунктов. В школе действует детский ансамбль национальных танцев "Гулбер". В поселке отмечаются праздники чабанов, соревнования рыбаков.

Местное самоуправление

В поселке существует местное самоуправление граждан - махаллинский комитет. Он представляет собой синтез общинного устройства поселка, авторитета старейшин и представления государственной власти на местах (локальном уровне), с другой стороны, несет элемент демократии, так как руководитель махалкома - выборная должность, решения принимаются коллегиально с учетом интересов всех жителей поселка.

Община не разрушалась в Хумсане и в период Советской власти (это было невозможно из-за специфики восточной ментальности и образа жизни), и в период независимости Узбекистана. Более того, она получила поддержку со стороны правительства, которое считает махаллю социально и экономически значимым элементом государства. Через махалком осуществляется финансирование социально значимых программ, выплаты и поддержка населения, проводится культурно-просветительская политика. Община строго следит за общественным порядком в поселке, не допуская криминала, и в тоже время обеспечивает устои нравственно-религиозного образа поведения.

Община участвует в общественно значимых работах - строительстве зданий (школы, мастерских, местной администрации, магазинов и пр.) и водопроводов, прокладке дорог, очистки реки, сельскохозяйственных мероприятиях, то есть на тех объектах, которые предназначены для коллективного пользования. Община находится в постоянном контакте с территориальными органами власти - хокимиятами Бостанлыкского района и Ташкентской области. Свое влияние имеют органы безопасности - милиция и пограничная служба, в связи с тем, что Хумсан граничит с Казахстаном.

Новая форма местного самоуправления, которая начинает развиваться, - это Сообщество, основанное на туризме (СВТ). В настоящее время "костяк" состоит из нескольких семей, однако они готовят почву для трансформации экономики Хумсана с аграрной направленности на сферу услуг. Проект находит поддержку от Европейского союза и правительства Узбекистана.

Географическое положение и климатические условия

Поселок Хумсан расположен в Ташкентской области, на территории Бостанлыкского района. Он занимает 15 тыс. га и дислоцируется у реки Угам - на западной оконечности Угамского хребта и южном склоне хребта Каржантау Западного Тянь-Шаня рядом с границей с Казахстаном.. Население 3,3 тыс. человек, в основном узбеки, также есть татары.

От Хумсана до Чарвакского водохранилища 10 км, Ташкента - 80 км, райцентра Газелкент - 35 км. Подведены линии электропередачи, имеется водоснабжение. Поселки телефонизированы, более эффективна мобильная связь. Интернет отсутствует. Специализированные службы (горноспасательные, лесничие, пограничники и милиция) используют радиопередатчики (Моторола), что повышает степень их взаимодействия.

Климатические условия предопределены предгорьем и горной местностью. Холодная и влажная зима, летом река смягчает жару, весной и осенью бывают проливные дожди, что создает оползневую и селевую опасность. Температура летом - до 40 градусов по Цельсия, зимой - до минус 15. Особое влияние на субрегиональный климат оказывает находящее рядом Чарвакское водохранилище.

Хумсан располагает ландшафтным ресурсом. Имеется контраст высот - холмы, откосы гор, живописное ущелье реки Угам, холмы, покрытые кустарниками, кастовые пещеры. Здесь же расположен водопад Пусталиксай. В зоне доступности находятся также водоемы - река Чирчик и Чарвакское водохранилище. С высот Каранжатау можно лицезреть на значительную часть долины с поселками и природными ландшафтными достопримечательностями.

Хумсанская зона - это территория, на которой произрастает множество кустарников, цветов, деревьев, в том числе и находящиеся под охраной закона. Особый статус имеют растения лекарственной направленности, сбор которых лимитируется правовыми нормами.



  http://brichmulla.orexca.com
  http://nature.orexca.com
  http://rabatmalik.freenet.uz
 
  • Гостиницы в Ташкенте
  • Гостиницы в Чимгане
  • Гостиницы на Бельдерсае
  • Гостиницы на Чарваке
  • Туры в Узбекистан
  • Рестораны Ташкента
  • Природа Узбекистана
  • Фото Узбекистана
  •  
    Rabat Malik